Дорогие лицеисты, коллеги и единомышленники!
Со всей, свойственной нам – участникам Школьной Лиги РОСНАНО, ответственностью и энтузиазмом, заявляем, что наши долгие научно-исторические изыскания завершились блестящей во всех смыслах НАНОходкой: установлена дата начала нового учебно-исследовательского года по «нано-шкале». Отныне мы предлагаем отмечать этот день 10 сентября. Дорогие сердцу каждого участника ШЛР числа «10» и «9», наконец-то, объединились и в школьном календаре.
10 сентября. 10.09
Итак, всех – с НАНОвым Годом!
Краткая историческая справка:
В 1856 году М. Фарадей начал последний свой крупный научный проект - исследование "растворов" золота. По сути, это первое серьезное изучение коллоидных растворов, давшее начало современной коллоидной химии.
В 1857 году Фарадей получил золь золота и первым наблюдал светорассеяние, которое потом было названо эффектом Тиндаля. С подачи Фарадея другой химик, Грэхем, изучил свойства золя золота, полученного Фарадеем, изучил золи других металлов и исследовал гели. Для нового состояния им был предложен термин – “коллоид” от греческого kolla (клей).
Главная заслуга Фарадея - в том, что он первым связал разные цвета "растворов" золота с размером коллоидных частиц.
Джон Тиндаль (John Tyndall) был учеником и близким другом Фарадея.
Именно Тиндаль является самым известным исследователем коллоидов (эффект Тиндаля изучается в школьном курсе химии).
В1856 году Тиндаль был молодым человеком, работавшим помощником Фарадея. Есть все основания полагать, что именно совместные исследования Тиндаля с Фарадеем дали толчок для серьезных исследований Тиндаля, результатом которых стало открытие Тиндалем в 1886 году опалесценции коллоидных растворов, на основании которой и сегодня производят исследования наличия наноразмерных объектов в самых разных областях - от микробиологии до исследования глобального радиационного баланса Земли (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Nephelometer )
Фарадей начал заниматься золями золота летом 1856 года, после ряда неудачных экспериментов в области электромагнетизма. Он рассчитывал просто поразвлечься, изучая "красивые" растворы:
«Я целое лето работал над золотом. Чувствую, что моя голова не достаточно крепка для того, чтобы занять ее более трудными вещами». – цит. по книге Моисея Радовского (ЖЗЛ, 1936), но примерно к 10 сентября понял, что это "развлечение" - суть корень целой новой науки. Исследования были закончены через полгода публикацией “Experimental Relations of Gold (and Other Metals) to Light.” Philosophical Transactions, 145–181 (read Feb. 5, 1857). Помогал Фарадею в этом Джон Тиндаль, продолживший их и после смерти Фарадея.
Как видите, дата начала НАНОвого учебного года определена нами с максимально возможной для научно-исторических исследований точностью, с чем мы всех нас и поздравляем!
В этом году мы предлагаем всем лицеистам отметить эту дату c помощью кино.
Вашему вниманию будет предложен научно-фантастический фильм «Мир в 2057 году»
Вопросы для обсуждения фильма «Мир в 2057 году»
1. Умная среда обитания: сумеет ли человек сохранить способность принимать решения, если компьютеры будут делать за него все?
2. Умная одежда: безусловное благо или лишение человека свободы выбора?
3. Летающий транспорт в мегалополисах: эффективное использование пространства или бестолковый рой в воздухе, мусор и угроза безопасности в воздухе ?
4. Искусственные органы человека: не теряем ли мы тело?
5. Жизнь внутри цифрового потока: готов ли человеческий мозг потреблять гигабайты информации?
6. Надежность информационных систем: не ведет ли усложнение систем к их неизбежному краху? Не уничтожит ли кибертерроризм цивилизацию?
7. Сохранятся ли современные государственные системы? Каково будет социальное устройство общества?
8. Какому проценту населения Земли посчастливится использовать «платиновую страховку»? Где будет проходить граница между бедностью и богатством?
9. Протянет ли нефтяная экономика пятьдесят лет? Что избавит человечество от нефтяной зависимости?
Комментариев нет:
Отправить комментарий